Форум » Стандарт № 166 » Исследования ученых » Ответить

Исследования ученых

Валентина К.: Только что просмотрела документальный фильм про одомашнивание собак в рамках которого были рассмотрены: 1) сходства и отличия генов собак и диких животных; 2) сходства и отличия умственных способностей; 3) влияние окружающей среды на одомашнивание волков; 4) селекция по 2-м направлениям; 5) мутации при селекции; 6) изучение ДНК собак и их заболеваний. Читала литературу ранее по многим вопросам, но фильм оставил неизгладимое впечатление. В фильме использовались многочисленные эксперименты и исследования ученых разных стран, как зарубежных, так и российских с участием генетиков. Я не так научно напишу, как там рассказывалось, но суть и основные результаты их исследования расскажу. Для начала, ученые решили разобраться, от кого все-таки происходит собака. В 2005 году, зарубежным ученым был раскрыт ДНК код собаки и его сравнили с ДНК волка, шакалов. Выяснили, что собаки происходят ТОЛЬКО от волков. Далее ученые исследовали лай собак по тональностям, частоте и еще какому-то признаку и отметили, что волки вообще не лаят. Но это свели к тому, что лай у собак появился в процессе одомашнивания. Ученые решили провести эксперимент: различают ли люди лай собак и могут ли они понять собаку по нему? На диктофон было записано 6 разновидностей лая и дали их прослушать людям, которые в это время не видели этих собак. Участники эксперимента точно описали лай собак. Далее ученые захотели узнать, а понимают ли собаки людей, каков уровень их мыслительных способностей. Сначало начали проводить эксперимент с шимпанзе: она сидела в клетке, где были проделаны 2 отвертия для лап. Перед ней были поставлены 2 стаканчика перевернутых, в котором пряталось лакомство. Человек показывал пальцем на нужный стаканчик и ждал выбора от животного. Шимпанзе выбирала хаотично, на подсказки человека не реагировала. Тоже самое, только без клетки и вместо стаканов были перевернутые миски, было проделано с собаками различных пород и возрастов. Собаки четко шли по указанию пальца и жеста. Они считывали информацию с человека и были открыты для ее получения в отличии от шимпанзе. Далее, эксперимент немного усложнили и перестали пользоваться жестом, а стали собаке показывать на нужную миску только взглядом. Собаки улавливали взгляд и шли к нужной миске. Эксперимент также был проведен и с щенками - результат положительный. Далее, ученые узнали, что в обном из городов США живет собака, которая отличается удивительными мыслительными способностями и имеет словарный запас в 360 с лишним слов. Один из ученых поехал туда и провел несколько экспериментов. 1. На полу были расскиданы различные игрушки. Собаке называли слово и она несла нужную игрушку. Например - мяч, банан, жираф и т.д. 2. Далее, в соседней комнате расскидывались игрушки, а в другой комнате сидела хозяйка и у нее были такие же игрушки. Она показывала собаке игрушку и та должна была принести точно такую же из другой комнаты. Собака справилась. 3. На листке бумаги рисовалась игрушка, как та, что находилась в другой комнате. Собаке показывали лист с нарисованной игрушкой и та ее приносила из другой комнаты. Было отмечено, что последний эксперимент проводился впервые для собаки - хозяйка ранее так не делала. Владелец собаки также отметил, что собака будучи щенков, начала проявлять способности к запоминанию слов, далее она это развивала, обучая собаку по 1 слову в неделю. Ученый, который проводил данный эксперимент, попробовал проделать тоже самое со своей собакой... и у него получилось ее обучить только 2-м словам. Следующий эксперимент был проведен с волчатами. Из заповедника/зоопарка были взяты волчата несколькими учеными в возрасте нескольких дней. Было решено их содержать и воспитывать как домашних собак. Все ученые были с опытом содержания собак. Волчат вскормили, выгуливали, они жили с людьми в доме, а в возрасте 8 недель начали отличаться изменения в поведении. По словам ученых, если собаки следят/наблюдают за человеком, их действиями, пытаются уловить информацию, то волчата не обращали никакого внимания на хозяина. Им это было не надо - они были сами по себе. Запреты на них не действовали - они не понимали и не хотели этого понимать. Один из ученых рассказывал, что открывая в доме холодильник, волчонок несся к нему и пытался взять оттуда еду, а запреты просто игнорировал. Тоже самое наблюдалось и с отбиранием еды у волчонка. Забрать было невозможно, волчонок рычал и не отпускал еду ни при каких обстоятельствах. Далее, с волчонком был проведен точно такой же эксперимент как с собаками и шимпанзе, описанный ранее. Волчонок не реагировал ни на мимику человека, ни на жесты... он бежал и делал то, что ему хотелось. Также было отмечено, что волчата вообще не смотрят в глаза человеку. После этого, волчат вернули в заповедник/зоопарк. После, ученые отправились в Новосибирск на пушную ферму, где разводят серебристых лисиц. Ученый-генетик наш российский (ФИО не помню... Людмила...) рассказывал и показывал результаты селекции. Были взяты дикие лисицы и их разводили. В одном из помещений, находились ручные лисицы, которых можно было погладить, потискать и они радовались приближению человека. Это достиглось (вроде на 8 поколении) благодаря отбору. Рождались в помете лисицы разные - некоторые были злобными и швырялись на руки, некоторые трусливые и пытались убежать, а некоторые абсолютно равнодушные и ничего не боялись. Первых и последних отбирали по данному признаку и продолжали селекционировать. В итоге, было показано 2 помещения, в которых находились злобные лисицы (показали как через закрытую клетку лиса укусила ученого), а в другом ручные. Ученые решили провести эксперимент и выявить влияние взращивания матерями лисиц. Ручной лисице подложили на вскармливание лисенка от злобной, а злобной от ручной. Ученые увидели, что лисенок от злобной матери так и остался злобным, а от ручной - ручным. Таким образом, данные аспекты заложены ТОЛЬКО на генном уровне. Далее, на 15 поколении лисиц, ученые заметили мутации - изменялся окрас (показывали белых, с пятнами), костяк (длина кости), у кого-то стали уши вставать позже, чем у диких особей, менялся размер хвоста, у кого-то хвост становился крючком и т.д. Постепенно, лисицы даже начали походить чем-то на собак. Таким образом, ученые пришли к выводу, что именно таким образом и появились различные породы собак, но только от волков - их только селекционировали уже по нравившимися критериям в анатомии и т.д. Далее, показывали изучение ДНК у боксеров, которые наиболее подвержены сердечным заболеваниям и сравнивание их с человеческим ДНК для дальнейших разработок в области здравоохранения. Но это уже другая тема, поэтому фильм закончился)

Ответов - 18

Валентина К.: все писала своими словами - поэтому, если где-то есть ошибки, то прошу прощения

СССР: Валентина К. Интересный экскурс в историю получился

masya: Интересно, а продолжение будет?


Валентина К.: СССР пишет: Интересный экскурс в историю получился да, конечно мой перессказ не сравним с фильмом... Валентина К. пишет: собаки происходят ТОЛЬКО от волков меня удивило вот это заключение.... хотя во многих источниках писали, что собака происходит не только от волка, а некоторые и вовсе не от волка. Мне сложно найти сейчас всю ту литературу, которую я читала ранее, но вот например задала запрос в яндексе http://djilda.ru/poleznosti/99-proishozhdenie-domashnih-sobak.html Валентина К. пишет: Ученые решили провести эксперимент и выявить влияние взращивания матерями лисиц. Ручной лисице подложили на вскармливание лисенка от злобной, а злобной от ручной. Ученые увидели, что лисенок от злобной матери так и остался злобным, а от ручной - ручным. Таким образом, данные аспекты заложены ТОЛЬКО на генном уровне. И вот это меня удивило немного, т.к. я где-то читала, что все-таки щенкам передаются поведенческие реакции материи... но может я что-то не так поняла? Или речь шла о другом? Поразило количество экспериментов и тестов. А кто как тестирует собак и по каким критериям при отборе (если тестирует)? Любопытно узнать, т.к. действительно в фильме показана разница способностей животных.

Валентина К.: masya пишет: Интересно, а продолжение будет? не знаю... мне бы хотелось посмотреть продолжение. Особенно заинтересовали такие разделы как: 5) мутации при селекции; 6) изучение ДНК собак и их заболеваний. Они были рассмотрены, но более поверхностно...

СССР: Валентина К. пишет: хотя во многих источниках писали, что собака происходит не только от волка Да, и у нас при изучении истории собак, как минимум шпицеобразные произошли от шакалов интересные факты при вязках собак с волками, нам рассказывали при получении волкособов первое поколение получается средним по послушанию и хорошим по нюху, а при вязке волкособов с друг другом щенки получаются ни рыба ни мясо, т.е. не пригодные к служебному использованию, что в итоге тоже наводит на мысль, что поведенческая реакция все же на генном уровне передается... Валентина К. пишет: 5) мутации при селекции; 6) изучение ДНК собак и их заболеваний. Вот это бы вообще очень интересно посмотреть

Юла Ла: Валь,а как вообще фильм назывался? Я тож хочу дыбануть,заинтриговала однако!

Khromson: Валентина К. пишет: Ученые решили провести эксперимент и выявить влияние взращивания матерями лисиц. Ручной лисице подложили на вскармливание лисенка от злобной, а злобной от ручной. Ученые увидели, что лисенок от злобной матери так и остался злобным, а от ручной - ручным. Таким образом, данные аспекты заложены ТОЛЬКО на генном уровне. И вот это меня удивило немного, т.к. я где-то читала, что все-таки щенкам передаются поведенческие реакции материи... но может я что-то не так поняла? Или речь шла о другом? Я думаю, вокруг этого вопроса до сих пор идут споры и однозначного ответа нет :)) Наверное, бывает по разному - иногда почему-то начинают преобладать гены, а иногда и окружающая среда играет значительную роль. Вот про себя могу сказать - все последние мои собаки воспитываются абсолютно одинаково, но кто-то добрый, а кто-то злой (явно гены рулят). Генетика вообще наука до сих пор малоизученая - все эти мутации и постоянные изменения, не укладывающиеся в привычные, разработанные некогда схемы, делают ее сродни прогнозированию погоды

Валентина К.: писала-писала и комп вырубился начну заново... СССР пишет: Да, и у нас при изучении истории собак, как минимум шпицеобразные произошли от шакалов ну да, но тут акцент был сделан именно на изученность ДНК собаки и то, что нашли единтичность генов именно с волком (причем у ВСЕХ пород собак) и больше ни с кем. Юла Ла пишет: Валь,а как вообще фильм назывался? Я тож хочу дыбануть,заинтриговала однако! у меня программы нет, я вообще случайно наткнулась на этот фильм... но нашла в интернете программу передач http://www.yaom.ru/tv-programm/index.php?date=20120130&chan=1 Фильм называется "Тайная жизнь собак". Если по ссылке пройдете, там его краткое описание, которое немного дополняет мой перессказ Сюда скопирую: Увлекательный документальный фильм английских кинематографистов позволяет нам по-новому взглянуть на собак - животных, которых мы привыкли считать нашими лучшими друзьями. Даже не задумываясь о том, какую роль они играют в нашей жизни. Между человеком и собакой существуют очень тесные связи. Это первое животное, которое нашим предкам удалось приручить. Многолетний эксперимент российских ученых по одомашниванию серебристо-черных лисиц проливает свет на то, как это произошло. Многие историки считают, что влияние собак на развитие человеческого общества было не просто важным - определяющим. Если бы наши далекие предки не приручили волков, от которых произошли домашние собаки, люди никогда бы не перешли от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию, дальнейшее развитие цивилизации было бы попросту невозможным. Став социальным партнером человека, собаки выработали специальные навыки для общения с ним - научились понимать не только человеческие жесты, но и наши эмоции. Новейшие исследования доказывают, что собаки обладают гораздо более развитым интеллектом, чем шимпанзе, которые считаются ближайшими родственниками человека. Одна из “героинь” фильма - собака породы бордер колли - понимает 340 слов и обладает способностью к абстрактному мышлению, что сопоставимо с уровнем развития двухлетнего ребенка. Это подтверждает мнение многих владельцев собак, утверждающих, что их любимцы понимают человеческую речь гораздо лучше, чем это принято считать. Предполагается, что собаки и в будущем могут оказать людям неоценимую помощь. У нас с ними много общих болезней, а найти генные мутации в ДНК собак гораздо проще. Это сэкономит ученым много времени и продлит жизнь миллионам людей, еще раз убедит нас в том, что неслучайно именно собаку называют лучшим другом человека.

Валентина К.: Khromson пишет: Наверное, бывает по разному - иногда почему-то начинают преобладать гены, а иногда и окружающая среда играет значительную роль. смотря что, наверное... в этом фильме, конечно, мало было взято примеров, но основной акцент все же был сделан на гены. Интересно было бы посмотреть фильмы с исследованием данного направления

Валентина К.: вот нашла кусочек фильма... (только озвучка чуть другая...) это пушная ферма в Новосибирске http://www.youtube.com/watch?v=LjqP6Jube98&feature=player_embedded

Валентина К.: а это тоже кусочек фильма, только без перевода((( про это я писала: Валентина К. пишет: Ученые решили провести эксперимент: различают ли люди лай собак и могут ли они понять собаку по нему? На диктофон было записано 6 разновидностей лая и дали их прослушать людям, которые в это время не видели этих собак. Участники эксперимента точно описали лай собак. 1 часть фильма (выглядит как краткий обзор сначало) Из первой части я оказывается пропустила 7 минут просмотра... остальное все по всем частяи видела http://www.youtube.com/watch?v=y7fAOSUZV6I&feature=related 2 часть: http://www.youtube.com/watch?v=l1MDrGLl5s4&feature=related

Валентина К.: 3 часть фильма http://www.youtube.com/watch?v=zkXdzTpw4mQ&feature=related здесь рассказывается о сходствах собак с волками и показаны эксперименты с шимпанзе и собаками о которых я писала

Валентина К.: 4 часть здесь продолжение экспериментов с собакой и с волчатами + начало рассказа про ферму лисиц в Новосибирске http://www.youtube.com/watch?v=UWmQq_midQM&feature=related

Валентина К.: 5 часть продолжение про лисиц + про мутации у них http://www.youtube.com/watch?v=ea8J5rSjXuA&feature=related

Валентина К.: 6 часть и еще часть - последняя http://www.youtube.com/watch?v=hETAdGxkMKs&feature=related Под роликом написано (перевод онлайн-переводчика): У нас есть экстраординарные отношения с собаками - ближе чем с любым другим животным на планете. Но что делает связь между нами настолько особенной? Исследование относительно собак получает импульс, и ученые не исследуют их как никогда прежде. От последних доказательств окаменелости, к упорядочиванию собачьего генома, к познавательным экспериментам, собаки быстро превращаются в новых шимпанзе как в окно в понимание. Куда эти отношения прибывают из? В Сибири уникальный селекционный эксперимент раскрывает удивительный секрет того, как собаки развились из волков. Шведские ученые демонстрируют, как связью человека/собаки управляет сильный гормон, также ответственный за то, что связал матерей с их младенцами. Почему собаки настолько хороши в чтении наших эмоций? Горизонт встречает Бетси, по общему мнению самую умную собаку в мире, и сравнивает ее невероятные способности к таковым из детей. Лучший друг человека недавно сделал один шаг далее - помощь нам идентифицировать гены, ответственные за то, что вызвали человеческие болезни.

Валентина К.: вот весь фильм Вам и нашла правда без перевода и качество было лучше при показе((

Jenny: Интересно... Вроде про мышей... Но что-то показалось таким знакомым.... Интереная информация к размышлению... Эксперимент «Вселенная-25»: как рай стал адом Для популяции мышей в рамках социального эксперимента создали райские условия: неограниченные запасы еды и питья, отсутствие хищников и болезней, достаточный простор для размножения. Однако в результате вся колония мышей вымерла. Почему это произошло? И какие уроки из этого должно вынести человечество? Американский ученый-этолог Джон Кэлхун провел ряд удивительных экспериментов в 60–70-х годах двадцатого века. В качестве подопытных Д. Кэлхун неизменно выбирал грызунов, хотя конечной целью исследований всегда было предсказание будущего для человеческого общества. В результате многочисленных опытов над колониями грызунов Кэлхун сформулировал новый термин, «поведенческая раковина» (behavioral sink), обозначающий переход к деструктивному и девиантному поведению в условиях перенаселения и скученности. Своими исследованиями Джон Кэлхун приобрел определенную известность в 60-е годы, так как многие люди в западных странах, переживавших послевоенный бэби-бум, стали задумываться о том, как перенаселение повлияет на общественные институты и на каждого человека в частности.Свой самый известный эксперимент, заставивший задуматься о будущем целое поколение, он провел в 1972 году совместно с Национальным институтом психического здоровья (NIMH). Целью эксперимента «Вселенная-25» был анализ влияния плотности популяции на поведенческие паттерны грызунов. Кэлхун построил настоящий рай для мышей в условиях лаборатории. Был создан бак размерами два на два метра и высотой полтора метра, откуда подопытные не могли выбраться. Внутри бака поддерживалась постоянная комфортная для мышей температура (+20 °C), присутствовала в изобилии еда и вода, созданы многочисленные гнезда для самок. Каждую неделю бак очищался и поддерживался в постоянной чистоте, были предприняты все необходимые меры безопасности: исключалось появление в баке хищников или возникновение массовых инфекций. Подопытные мыши были под постоянным контролем ветеринаров, состояние их здоровья постоянно отслеживалось. Система обеспечения кормом и водой была настолько продумана, что 9500 мышей могли бы одновременно питаться, не испытывая никакого дискомфорта, и 6144 мышей потреблять воду, также не испытывая никаких проблем. Пространства для мышей было более чем достаточно, первые проблемы отсутствия укрытия могли возникнуть только при достижении численности популяции свыше 3840 особей. Однако такого количества мышей никогда в баке не было, максимальная численность популяции отмечена на уровне 2200 мышей.Эксперимент стартовал с момента помещения внутрь бака четырех пар здоровых мышей, которым потребовалось совсем немного времени, чтобы освоиться, осознать, в какую мышиную сказку они попали, и начать ускоренно размножаться. Период освоения Кэлхун назвал фазой А, однако с момента рождения первых детенышей началась вторая стадия B. Это стадия экспоненциального роста численности популяции в баке в идеальных условиях, число мышей удваивалось каждые 55 дней. Начиная с 315 дня проведения эксперимента темп роста популяции значительно замедлился, теперь численность удваивалась каждые 145 дней, что ознаменовало собой вступление в третью фазу C. В этот момент в баке проживало около 600 мышей, сформировалась определенная иерархия и некая социальная жизнь. Стало физически меньше места, чем было ранее. Появилась категория «отверженных», которых изгоняли в центр бака, они часто становились жертвами агрессии. Отличить группу «отверженных» можно было по искусанным хвостам, выдранной шерсти и следам крови на теле. Отверженные состояли, прежде всего, из молодых особей, не нашедших для себя социальной роли в мышиной иерархии. Проблема отсутствия подходящих социальных ролей была вызвана тем, что в идеальных условиях бака мыши жили долго, стареющие мыши не освобождали места для молодых грызунов. Поэтому часто агрессия была направлена на новые поколения особей, рождавшихся в баке. После изгнания самцы ломались психологически, меньше проявляли агрессию, не желали защищать своих беременных самок и исполнять любые социальные роли. Хотя периодически они нападали либо на других особей из общества «отверженных», либо на любых других мышей. Самки, готовящиеся к рождению, становились все более нервными, так как в результате роста пассивности среди самцов они становились менее защищенными от случайных атак. В итоге самки стали проявлять агрессию, часто драться, защищая потомство. Однако агрессия парадоксальным образом не была направлена только на окружающих, не меньшая агрессивность проявлялась по отношению к своим детям. Часто самки убивали своих детенышей и перебирались в верхние гнезда, становились агрессивными отшельниками и отказывались от размножения. В результате рождаемость значительно упала, а смертность молодняка достигла значительных уровней. Вскоре началась последняя стадия существования мышиного рая — фаза D или фаза смерти, как ее назвал Джон Кэлхун. Символом этой стадии стало появление новой категории мышей, получившей название «красивые». К ним относили самцов, демонстрирующих нехарактерное для вида поведение, отказывающихся драться и бороться за самок и территорию, не проявляющих никакого желания спариваться, склонных к пассивному стилю жизни. «Красивые» только ели, пили, спали и очищали свою шкурку, избегая конфликтов и выполнения любых социальных функций. Подобное имя они получили потому, что в отличие от большинства прочих обитателей бака на их теле не было следов жестоких битв, шрамов и выдранной шерсти, их нарциссизм и самолюбование стали легендарными. Также исследователя поразило отсутствие желания у «красивых» спариваться и размножаться, среди последней волны рождений в баке «красивые» и самки-одиночки, отказывающиеся размножаться и убегающие в верхние гнезда бака, стали большинством. Средний возраст мыши в последней стадии существования мышиного рая составил 776 дней, что на 200 дней превышает верхнюю границу репродуктивного возраста. Смертность молодняка составила 100%, количество беременностей было незначительным, а вскоре составило 0. Вымирающие мыши практиковали гомосексуализм, девиантное и необъяснимо агрессивное поведение в условиях избытка жизненно необходимых ресурсов. Процветал каннибализм при одновременном изобилии пищи, самки отказывались воспитывать детенышей и убивали их. Мыши стремительно вымирали, на 1780 день после начала эксперимента умер последний обитатель «мышиного рая». Предвидя подобную катастрофу, Д. Кэлхун при помощи коллеги доктора Х. Марден провел ряд экспериментов на третьей стадии фазы смерти. Из бака были изъяты несколько маленьких групп мышей и переселены в столь же идеальные условия, но еще и в условиях минимальной населенности и неограниченного свободного пространства. Никакой скученности и внутривидовой агрессии. По сути, «красивым» и самкам-одиночкам были воссозданы условия, при которых первые 4 пары мышей в баке экспоненциально размножались и создавали социальную структуру. Но к удивлению ученых, «красивые» и самки-одиночки свое поведение не поменяли, отказались спариваться, размножаться и выполнять социальные функции, связанные с репродукцией. В итоге не было новых беременностей и мыши умерли от старости. Подобные одинаковые результаты были отмечены во всех переселенных группах. В итоге все подопытные мыши умерли, находясь в идеальных условиях. Джон Кэлхун создал по результатам эксперимента теорию двух смертей. «Первая смерть» — это смерть духа. Когда новорожденным особям не стало находиться места в социальной иерархии «мышиного рая», то наметился недостаток социальных ролей в идеальных условиях с неограниченными ресурсами, возникло открытое противостояние взрослых и молодых грызунов, увеличился уровень немотивированной агрессии. Растущая численность популяции, увеличение скученности, повышение уровня физического контакта, всё это, по мнению Кэлхуна, привело к появлению особей, способных только к простейшему поведению. В условиях идеального мира, в безопасности, при изобилии еды и воды, отсутствии хищников, большинство особей только ели, пили, спали, ухаживали за собой. Мышь — простое животное, для него самые сложные поведенческие модели — это процесс ухаживания за самкой, размножение и забота о потомстве, защита территории и детенышей, участие в иерархических социальных группах. От всего вышеперечисленного сломленные психологически мыши отказались. Кэлхун называет подобный отказ от сложных поведенческих паттернов «первой смертью» или «смертью духа». После наступления первой смерти физическая смерть («вторая смерть» по терминологии Кэлхуна) неминуема и является вопросом недолгого времени. В результате «первой смерти» значительной части популяции вся колония обречена на вымирание даже в условиях «рая». Однажды Кэлхуна спросили о причинах появления группы грызунов «красивые». Кэлхун провел прямую аналогию с человеком, пояснив, что ключевая черта человека, его естественная судьба — это жить в условиях давления, напряжения и стресса. Мыши, отказавшиеся от борьбы, выбравшие невыносимую легкость бытия, превратились в аутичных «красавцев», способных лишь на самые примитивные функции, поглощения еды и сна. От всего сложного и требующего напряжения «красавцы» отказались и, в принципе, стали не способны на подобное сильное и сложное поведение. Кэлхун проводит параллели со многими современными мужчинами, способными только к самым рутинным, повседневным действиям для поддержания физиологической жизни, но с уже умершим духом. Что выражается в потере креативности, способности преодолевать и, самое главное, находиться под давлением. Отказ от принятия многочисленных вызовов, бегство от напряжения, от жизни полной борьбы и преодоления — это «первая смерть» по терминологии Джона Кэлхуна или смерть духа, за которой неизбежно приходит вторая смерть, в этот раз тела. Возможно, у вас остался вопрос, почему эксперимент Д. Кэлхуна назывался «Вселенная-25»? Это была двадцать пятая попытка ученого создать рай для мышей, и все предыдущие закончились смертью всех подопытных грызунов…



полная версия страницы